Russian | English

Культура ВРН.

27.02.2013 Текст: Елена Фомина

Воронежцы услышали «Легенду о граде Ельце»

Концертное исполнение одноактной оперы состоялось в рамках совместного проекта Воронежской и Липецкой филармоний. Автор музыки, Александр Чайковский, посвятил ее своему учителю, уроженцу Ельца Тихону Хренникову. Либретто сочинили Николай Карасик и Радомира Ползунова. 
Премьера «Легенды о граде Ельце» состоялась летом 2011 года на открытом воздухе, в естественных декорациях, на берегу Быстрой Сосны. Как раз там, где происходили события, послужившие основой сюжета оперы.
 По преданию, бесстрашному и жестокому завоевателю Тамерлану, разрушившему Елец на пути в Москву в 1395 году, во сне явилась Дева Мария. Это так поразило воителя, что он приказал своим войскам отступить. Это, так сказать, эпическая начинка оперы. Обрамляется сюжет фактами относительно недавнего прошлого: вскрытием могилы Тамерлана в 1941-м году – как раз в день начала Великой Отечественной – и захоронением воителя в 1943-м, в год победы наших солдат в Сталинградской битве. Главная идея оперы – о неумолимой причинно-следственной связи прошлого, настоящего и будущего. Она озвучена в финале: «Не надо тревожить прах прошлого».
 Красивый исторический сюжет требовал соответствующего воплощения. В Ельце это было грандиозное, по словам очевидцев и рецензентов, зрелище: с реконструкциями боев, массовыми шествиями и лазерным шоу. В концертном исполнении такое повторить невозможно, но и без спецэффектов и массовых сцен опера Александра Чайковского не потеряла своего масштаба. И даже что-то приобрела: мы смогли сконцентрироваться на музыке и исполнении. «Легенду о граде Ельце» представили Воронежский Молодежный симфонический оркестр (дирижер – заслуженный артист России Юрий Андросов), Липецкий камерный хор (художественный руководитель – заслуженный артист России Игорь Цилин) и солисты Липецкой филармонии. Исполнять не знакомую слушателям музыку сложно: нам негде отдохнуть, расслабиться на любимой арии, как в классическом оперном шедевре. Нам тоже вместе с музыкантами и певцами нужно прилагать усилия. В случае с «Легендой о граде Ельце» работа эта оказалась радостной и созидательной. Музыка Александра Чайковского яркая, интересная, с запоминающимися темами. Она звучит свежо и современно, хотя и в духе традиций. Красивый лирический хор в начале отсылает нас к сказочным операм Римского Корсакова, а настойчивая молитва Богородице в финале первой картины заставляет вспомнить народные драмы Мусоргского. Как всенародный плач прозвучала тема крестного хода в оркестре. 
Музыкантам Молодежного симфонического нередко приходится играть современную музыку. Теперь у них есть опыт исполнения оперной партитуры. Для Юрия Андросова это не первое обращение к оперному жанру, в Воронежском театре оперы и балета он поставил как дирижер «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова. Да и с Молодежным симфоническим оркестром каждый год исполняет кантатно-ораториальные сочинения. Современная опера для молодых оркестрантов – еще один шаг на пути к мастерству, уверенный и профессиональный. 
Достойно выступили и липецкие солисты. Они уже вполне освоили свои роли, свободно чувствуют себя в этой музыке. Настолько, что даже могут исполнять в один вечер две разноплановые партии. Этим отличился Сергей Блинков, который спел в Воронеже и Тамерлана, и Василия Темного. Сцены с его участием шли одна за другой, поэтому артисту пришлось очень быстро перестроиться не только в плане характера, но и установить рекорд по переодеванию и смене грима. Ярко прозвучала сцена игры в шахматы Тамерлана и Князя Федора Елецкого (Олег Долгов). Она напомнила о Кончаке и Князе Игоре, но решена по-своему – динамично и убедительно. Душой «Легенды о граде Ельце» стала Старица в исполнении заслуженной артистки России Зинаиды Карандаковой. Этот образ – олицетворение народной совести – кочует из одного временного пласта в другой. Певица создает его сдержанными, но выразительными штрихами. Может быть, не стоило в одном из эпизодов соединять народный плач с эстрадным аккомпанементом, но это уже вопрос к композитору. Вероятно, таким образом Александр Чайковский хотел перенести действие в наши дни. 
В целом «Легенда о граде Ельце» - удачный опыт концертного воплощения оперы. Возможно, будущее как раз за такими проектами: когда после грандиозной премьеры с файер-шоу на открытом воздухе спектакль кочует по сценическим площадкам. Ни смысл, ни красота музыки при этом не теряются. После Воронежа оперу Александра Чайковского покажут в Тамбове. Липецкая филармония планирует представить этот проект и в других городах России.

Возврат к списку