Russian | English

«Страницы Воронежской Культуры»

27.02.2013

Концерты и сюиты воронежских композиторов вызвали небывалый интерес.  

Начало 75-го юбилейного сезона Воронежская композиторская организация отметила большим концертом. Послушать сочинения воронежских композиторов пришли столько любителей музыки, что не хватало приставных мест. Воронежский Союз композиторов в этом сезоне отмечает 75-летие. Под знаком юбилея проходят концерты, фестивали, творческие встречи на разных площадках. Мы уже стали свидетелями двух фестивалей – «От сердца к сердцу» и «Рождественское созвучие». Впереди – ряд концертов, который Союз композиторов задумал как серию творческих портретов. В октябре 2013 года в Воронеже состоится выездной секретариат Союза композиторов России и фестиваль «Панорама музыки России»

. Вечер в зале филармонии, в котором прозвучали концерты и сюиты композиторов Воронежа, Курска, Ельца, стал заметным событием в череде юбилейных событий. Два отделения большой, жанрово- и тематически разнообразной программы продемонстрировали несколько музыкальных взглядов наших современников на мир, на значение и место человека в этом мире. Композиторов во все времена волнуют сложные философские вопросы, а публика пытается найти ответы.

 Первое отделение открыл Вокализ-концерт для меццо-сопрано с оркестром Геннадия Ставонина. Его исполнила солистка Воронежского театра оперы и балета Юлия Проняева и Воронежский молодежный симфонический оркестр. Дирижер – заслуженный артист России Юрий Андросов. Первой исполнительницей этого одночастного концерта была Лидия Кондратенко. Он был написан в 1983-м году, к 40-летию освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Через тридцать лет это сочинение не потеряло своего обаяния и силы, приобрело в исполнении молодой певицы новые краски. Юлия Проняева умеет работать не только крупными, оперными мазками, ей подвластна тонкая акварельная нюансировка, лирическая мягкость, пластичность. Проняева на сегодняшний день – одна из интереснейших певиц в Воронеже, жаль, что у нее не так много партий в театре. Воронежский Молодежный симфонический оркестр тоже был на высоте. Этот коллектив набирает силу, в его исполнении звучит не только классика, но и современная музыка. Оркестр весь вечер был на сцене. Молодые музыканты достойно справились с большим объемом работы, с таким сложным материалом, как, например, драматический концерт для двух солистов, сцены и оркестра «Котлован» Александра Мозалевского. Это признанный мастер хоровой и камерной вокальной музыки, лауреат международных композиторских фестивалей, его произведения исполняются в Москве, Санкт-Петербурге, в других городах. У оркестра в сочинении Мозалевского особая нагрузка, он выполняет разные функции – и подтекста, и колористики, и театрализации. «Котлован» по Платонову ошеломляет плотностью, насыщенностью оркестровой ткани. Маэстро Юрий Андросов выстраивает очень интересную драматургию – с непрерывным развитием, подлинным драматизмом, оттененным саркастическими цитатами из революционных песен. Солисты – Михаил Лобас и Алексей Тюхин – и чтица Рената Хазиахметова – привнесли в это мощное звучание момент театральных пауз, говорящих фермат, подчеркнули нереальность, фантасмагоричность сюжета. Кульминацией программы, ее самой высокой духовной точкой стал Псалом-концерт для гитары с оркестром Михаила Цайгера. Композитор уже давно живет в Америке, но не порывает с Воронежем, его сочинения здесь часто исполняются. Первым исполнителем Псалом-концерта (в его основе – Третий псалом Давида) в 1992 году был Райнберт Эверс. На этот раз мы услышали его в исполнении Сергея Урюпина. Имя этого замечательного гитариста у воронежцев на слуху, хотя Сергей сейчас живет в Москве. В этом сложном философском произведении солирующая гитара выполняет роль совести, чей голос святые подвижники называют высшим проявлением духа в человеке. Сергей Урюпин здесь верен себе: при внешне скупом, даже аскетичном проявлении чувств, он демонстрирует мощную внутреннюю сосредоточенность, почти медитативное погружение в звук. Честно говоря, после воспарения к горним высям в финале Псалом-концерта Цайгера трудно было настроиться на восприятие чего-то другого. Но слушателям для осмысления не зря дается антракт. И, кстати, они его потратили с пользой: я своими глазами видела, как люди, открыв Псалтирь, читали вдохновенные строки царя Давида. Видимо, сверяли свое впечатление от музыки с первоисточником. Удивительная у нас всё-таки публика!.. 

Второе отделение было отдано мастерам стилизации. Мы услышали сюиту Сергея Волкова «Лицейские годы» - милое сентиментальное погружение в атмосферу пушкинского бала, побывали на нестрашном сказочном «Кощеевом озере» - так называется сюита Виктора Горянина из балета «Царевна-лягушка». Познакомились с сочинениями композиторов из соседних городов. Александр Бурцев из Ельца представил хореографическую сюиту «Вольная птица» - светлую стилизацию под садово-парковую музыку первой половины двадцатого века, это была премьера в оркестровом варианте. В марте у композитора юбилей, его концерт пройдет в большом зале Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей. Завершила вечер кинематографическая сюита курского автора Михаила Артёмова «Путь к свету» памяти Дейнеки. Яркое полотно, в котором картины меняются с поистине кинематографической быстротой и непринужденностью: залпы крейсера «Авроры» сменяют джазовые интонации, мелодии Елисейских полей трансформируются в трагические темы Великой Отечественной. Михаил Артёмов создает музыкальные версии картин своего знаменитого земляка. В чем-то, как заметила сидящая рядом со мной композитор и дирижер Татьяна Шипулина, «Путь к свету» Артёмова перекликается с «Котлованом» Мозалевского. Интересная мысль: ведь мы все находимся в котловане истории, пропуская через себя шумы эпохи…

 В целом концерт запомнился интересными сочинениями. Очень помогали профессиональные комментарии Валентины Головиной. Немного мешали звонки мобильников – как всегда, в самых ответственных патетических местах. Но я знаю отличный способ от них избавиться. Расстрелять парочку нарушителей прямо в фойе – и больше никто никогда не забудет перед началом концерта выключить телефон. Но это так, к слову. В продолжение темы «Котлована»…

Текст: Елена Фомина


Возврат к списку